Накануне нового года пришло сообщение с севера-запада Москвы. В районе Куркино лифт с пожилой пассажиркой упал, травмировав пенсионерку. На юго-востоке столицы появились «лифты в ад»: в 30-этажном жилом комплексе «Баланс» при работе лифтов раздаются страшные скрежет и удары, еще они шатаются, раскачиваются при движении, периодически застревают и падают.
В северной столице России в многоквартирном доме на проспекте Королева в Приморском районе Санкт-Петербурга пассажирский и грузовой лифты ушли под воду, а жители жилого комплекса Мурино привыкли подниматься на 20-й этаж пешком – подъемники постоянно выходят из строя.
Отчасти лифтовую проблему признали и начали ей заниматься. Например, была объявлена широкомасштабная лифтовая реновация, в рамках которой в жилых домах всей страны заменили тысячи кабин.
При этом, как считает исполнительный директор «Первой лифтовой ассоциации» Юрий Клюшнев, одной такой программы недостаточно, чтобы снизить риски падения кабин и дать людям возможность без опаски пользоваться подъемниками.
Первым шагом должен стать жесткий технический контроль оборудования как на этапе запуска новых подъемников, так и во время эксплуатации действующих – в жилых домах и в общественных пространствах.
— Пока технический осмотр лифтов – процедура дежурная или формальная. Лично знаю случай, когда техническое освидетельствование провели и утвердили без личного присутствия специалиста инженерного центра. Ростехнадзор же приходит с только с разрешения прокуратуры – получается, что у этой организации «связаны руки», права прийти и проверить лифты по своей инициативе у нее нет, а отсутствие контроля, как известно, порождает безнаказанность, — говорит Юрий Клюшнев.
Второй этап – «разбор полетов» после каждого ЧП, связанного с падением или серьезной поломкой оборудования, и угроза уголовной ответственности у всех тех, кто отвечает за лифты.
-Обычно уголовную ответственность несет только владелец лифта (в многоквартирных домах это – управляющая компания). Но ответчиками должны становится все ответственные лица, включая топ-менеджеров лифтовых компаний, инспекторов инженерного центра и специалистов Ростехнадзора. То есть фигурантами уголовных дел должны быть все люди, задействованные в цепочке, отвечающие за качество работы оборудования и в конечном итоге — безопасность людей, — убежден Юрий Клюшнев.
Есть и еще один мощный, но пока очень слабо задействованный инструмент, убежден эксперт – общественный контроль.
— Пока общественный контроль в принципе отсутствует как институт. А должно быть наоборот – сейчас все напрямую зависит от активности пользователей лифтовым оборудованием, начиная от жилых домов, заканчивая общественными пространствами: подъемниками в переходах, мостах, станциях метро. Если у граждан есть активная позиция, можно и нужно влиять на ситуацию через обращения в управляющую компанию, в контрольные органы и на порталы государственных структур – например, “Наш город” в Москве. Во всех регионах России есть центры взаимодействия горожан с властями МЦУ), есть, наконец, личные страницы мэров, глав администраций, губернаторов. Люди отправляют жалобы по работе лифтов, а их обязаны передать в жилищные инспекции и Ростехнадзор. Больше жалоб – быстрее работа. Только так удастся привести госслужбы в тонус, заставить слаженно работать, быстро устранять поломки лифтов везде – от метро, переходов, вокзалов и аэропортов до жилых домов, — говорит Юрий Клюшнев.
Исполнительный директор «Первой лифтовой ассоциации» Юрий Клюшнев предлагает запомнить алгоритм действий – рабочую схему для всех жителей многоквартирных домов.
1. В каждом лифте (и на этажных площадках, и в метро, переходах, мостах) есть кнопка связи с диспетчером. Нужно позвонить на диспетчерский пункт или в аварийную службу организации, обслуживающей лифт (телефон, как правило, указывается на информационных стендах, размещенных на площадках или в кабине).
2. При приеме заявки у вас должны спросить суть жалобы, после чего заявке должны присвоить номер. Это правило едино для всех диспетчерских, работающих в ЖКХ. Если этого не происходит – есть риск, что обращение «улетит в корзину», и заниматься им не будут.
3. Потом нужно вновь связаться и спросить о принятых мерах.
Есть и еще одна категория подъемников, которыми пока уделяют недостаточно внимания. Это лифты для инвалидов, пожилых, молодых родителей, которые оказываются запертыми в собственных домах из-за отсутствия инфраструктуры в общественных местах города и страны. Иногда такие ситуации можно назвать унизительными – так в 2023 году случилось в аэропорту Петрозаводска люди не могли попасть на свои рейсы после поломки ступенькохода.
— Люди с ограниченными возможностями здоровья, люди в возрасте, мамы с колясками фактически заперты под домашним арестом, их жизнь схлопывается до нескольких квадратных метров квартир по одной только причине – отсутствия подъемного оборудования на станциях метро, на мостах, в переходах – особенно оживленных участках трассы, где перейти дорогу другим способом нереально. Да, оборудование при использовании в условиях улицы, требует особых технических решений и соблюдения определенных правил эксплуатации. Но – это важно – такие решения есть, их достаточно. Все можно просчитать, продумать, сделать удобным для людей и долговечным.
Обществу важно заботиться об уязвимых людях, создавать доступную среду везде, куда только могут дотянуться руки современного человека.
Убежден, что любые изменения к лучшему, шаги в сторону развития и процветания общества начинаются с уважения друг другу и активности. Если проблемой заниматься технично, планомерно, стабильно – вскоре о лифтовых ЧП и отсутствия здоровой инфраструктуры мы будем слышать крайне редко. А хотелось бы – никогда, — говорит эксперт.